Задачи программы: Сформировать у руководителей знание методологии управления рисками и умение использовать в управлении проектом ключевые инструменты управления рисками.
Изложить основы теории системного подхода управления рисками. Сформировать представление о классификации рисков на основе анализа внешних и внутренних факторов.
Разобрать практические методы оценки вероятности возникновения рисков, классифицировать источники их возникновения, оценить степень управляемости риска, отработать оптимальные способы оценки
Отработать вместе с участниками семинара технологию построения карты рисков (выделение групп внешних и внутренних факторов риска, оценка их влияния на объекты риска, ранжирование рисков).
Выявить формы и методы эффективного командного управления рисками. Освоить методологию разработки плана по управлению рисками. Обозначить границы полномочий и ответственности руководителей в рамках командного взаимодействия, систематизировать представление о документообороте в риск-менеджменте, разобрать способы оценки эффективности управления рисками.
Тренинг может быть проведен в формате деловой игры (в том числе, в выездном формате).
План занятий: 1. Риск – как вероятность ухудшения показателей деятельности. Факторы риска. • Уменьшение количественных и ухудшение качественных показателей деятельности. Управление рисками как деятельность по выявлению вероятности возникновения, устранению рисковых факторов, уменьшению или локализации потерь от рисков.
•
Внешние факторы риска. Классификация внешних факторов риска в зависимости от специфики деятельности подразделения и целей управления рисками.
• Практическая работа в микро-группах: Дерево риск-факторов деятельности моего подразделения. Методика оценки внешних факторов риска.
•
Внутренние факторы риска. Классификация внутренних факторов риска в зависимости от специфики деятельности подразделения, бизнес-процессов управления, основных и вспомогательных бизнес-процессов, целей управления рисками.
• Практическая работа в микро-группах: Диаграмма Исикавы для моделирования причинно-следственных связей влияния внутренних факторов риска моего подразделения. Методика оценки внутренних факторов риска.
•
Объекты риска. Группы объектов риска в зависимости от проектного или процессного подхода к управлению. Классификация объектов риска с учетом целей и задач риск-менеджмента в компании.
• Практическая работа в микро-группах: Выделение объектов риска, их приоритетная декомпозиция с учетом специфики деятельности подразделения.
2. Индикаторы рисков. • Индикаторы рисков, их классификация и назначение «владельца риска». Документирование мониторинга рисков и их индикаторов. Шкала угроз.
• Практическая работа в микро-группах: Выявление групп индикаторов и триггеров рисков, фиксация источников получения информации.
3. Управление рисками. •
Карта рисков. Применение карты рисков в выявлении приоритетов управления рисками.
• Практическая работа в микро-группах: Практическая методика оценки рисков и построения карты рисков. Анализ состояния рисков и интерпретация результатов.
•
Методы управления рисками. Способы активного воздействия на факторы риска и способы защиты от них объектов риска. Методы предотвращения рисков: воздействие на факторы риска, защита объектов риска, предотвращение риска, принятие риска, уменьшение величины потенциальных потерь, уменьшение величины фактических потерь, распределение риска по различным объектам, разукрупнение риска, изоляция взаимозависимых факторов риска, распределение рисков во времени, диверсификация активов и финансовая инженерия, социально-психологические меры.
• Практическая работа в микро-группах: Выбор методов управления рисками на основе карты рисков.
•
Этапы управления рисками. Анализ и оценка состояния риск-среды подразделения и компании; определение методов, тактики и стратегии управления рисками; выбор средств и исполнителей, планирование мероприятий по управлению рисками, распределение сил и средств, контроль выполнения, отслеживание изменений состояния бизнес-процессов, оценка результатов управления рисками.
• Практическая работа в микро-группах: Создание экспресс - плана управления рисками на планируемый период.
4. Эффективность управления рисками. • Методы оценки эффективности управления рисками. Эффективность профилактики рисков, их митигации, реализации планов по управлению. Бюджетная и процессная оценка эффективности управления рисками. Сбор, анализ и статистическая обработка данных по управлению рисками.
• Практическая работа в микро-группах: Варианты оценки эффективности управления рисками в моем подразделении.
•
Отклонение от ожидаемого результата как мера оценки риска. Возможности и ограничения оценки риска без учета отклонения. Критерии изменчивости: дисперсия и стандартное (среднеквадратичное) отклонение.
• Решение практических экономических задач по оценке риска с использованием приведенных критериев. Актуализация риска при оценке отклонения.
Форма работы: • Рассмотрение различных техник управления рисками на примере заданных проблемных ситуаций.
• Тренинг включает информационные блоки, моделирование ситуаций, технологии мозгового штурма и решение кейсов, дискуссии. Каждый участник получает набор методических материалов.
Продолжительность: 2-3 тренинг - дня